Rambler's Top100
Besucherzahler meet beautiful ukraine woman
счетчик посещений
Культура Санкт-Петербург

А. В. Кононова

  «Знание преображается в легендах. Столько забытых истин сокрыто в древних символах. Они могут быть оживлены опять...»
Н. Рерих «Держава света»

  «Поверх всяких Россий есть одна незабываемая Россия.
Поверх всякой любви есть одна общечеловеческая любовь.
Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию Космоса»
Н. К. Рерих «Цветы Мории»

  

   Интересно иногда складывается судьба. Жил человек, и семья, и профессия кото-рого были далеки от художественного творчества. В 80-е годы стал заниматься вошед-шими в моду восточными единоборствами. Это спортивное увлечение стало толчком пробуждения интереса к философии и к искусству. Так в тридцатилетнем возрасте Анд-рей Соболев открыл в себе талант художника и поэта. Своим учителем он считает вели-кого русского художника Николая Константиновича Рериха. Его картины, его мировоззре-ние и литературные труды вдохновляют многих. Нужно отметить, что творчество Соболе-ва не эпигонство. Пусть он развивает лишь одну сторону многообразного искусства мас-тера, но делает это по-своему, переосмысляя традицию. Любимый жанр Андрея Соболе-ва — пейзаж. При этом он не связывает свои работы с конкретной местностью, скорее это какие-то символические видения. Его картины практически безлюдны. Одинокая фигура человека лишь подчёркивает величие природы. В произведениях Соболева можно встре-тить элементы архитектуры. Здания трактуются им обобщенно и своими очертаниями многие из них сродни вершинам гор. Хочется привести здесь стихи Андрея Соболева из его маленького сборника, посвященного творчеству Н.К.Рериха. Они не являются прямой литературной иллюстрацией произведений замечательного мастера, а их философским осмыслением, своеобразным ключом к собственному творчеству:

«А горы — что монастыри
Или монастыри средь гор,
На подступах к вершинам
Возникают.

Стоят, как скалы,
Среди бурных рек,
Тогда и время замедляет бег,
И всё земное постепенно утихает».

  

   Действительно, Андрея Соболева не привлекают минутные состояния природы. «Брат, покинем всё, что меняется быстро, иначе мы не успеем подумать о том, что для нас неизменно. Подумать о вечном», — писал Рерих в «Цветах Мории». В своём стрем-лении передать «вечное» Соболев пренебрегает мелкими подробностями и тяготеет к формам прочным и статичным. Первый план в его произведениях, как правило, отсутст-вует, что позволяет избежать ненужных деталей. Фигуры людей помещены в глубине, благодаря чему они как бы растворяются в пейзаже. «Взгляд из бесконечности» объеди-няет передние планы с далью, человека с природой. Передача условной глубины про-странства достигается с помощью кулисного построения и деления на планы. Художник стремится отразить гармонию и торжественное величие природы. Соболев любит подчер-кивать в своих картинах «чудесное и неведомое». Уже само название его работ говорит об этом: «Пред дверью в Незримое», «Хранители», «Обитель незримая», «Потоки звёздного ветра», «Звучание тишины», «Истоки воспоминаний», «К далёким звездам»... В своих простых и ясных композициях художник использует яркие и понятные символы. Он стремится добиться предельной выразительности, используя минимум художественных средств, нужно особо отметить красоту ритмического построения произведений художни-ка. Как правило, в своих работах Соболев отдаёт предпочтение 2―3 цветам и их оттен-кам. При этом цвет не столько связан с предметом изображения, сколько призван пере-дать духовность. Так и в представленной на выставке «Голубой серии», выбор цветов: синего, белого и голубого, — не случаен. Как небесный цвет, голубой принято ассоцииро-вать с ясным небом и прозрачностью воды, его считают цветом «возвышающимся над страстями», с ним связывают ясность зрительного осмысления действительности, а так-же способность к духовной поэзии и пониманию сновидений. Интересно, что в цветолече-нии голубой цвет обладает болеутоляющим воздействием. Синий цвет ведическое учение приписывает плащу Индры, царя богов. Как правило этот цвет ассоциируется со Вселен-ной и божественной мудростью. Синим украшена крыша первого храма Яхве. Белый цвет ещё с древности — цвет божественной чистоты, но это и цвет смерти, правда, телесной, не духовной.
   В современном меркантильном и агрессивном мире искусство, направленное к поискам гармонии и духовности, имеет важное значение, и в эту битву «Света и тьмы» Андрей Соболев вносит свою достойную лепту.
   Андрей Соболев родился в 1962 г. в Ленинграде. Его первая персональная вы-ставка состоялась в 1995 г. в Санкт-Петербургском Техническом Университете. Затем его выставки прошли в Ленинградской Областной Научной библиотеке, в Академической капелле им. М.И.Глинки, в библиотеке им. А.П.Чехова, в галерее «Форум», в Пул-ковской Обсерватории, Доме Народного творчества, в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, музее-квартире И.И.Бродского и в других местах. Кар-тины Соболева хранятся частных собраниях России, Германии и Финляндии.

А. В. Кононова
Член Международной Ассоциации
искусствоведов и Союза художников России



О нас | Новости | Выставки | Статьи о Рерихах | Книги и открытки
о Рерихе
| Места Рерихов
в Петербурге
| Наши путешествия | Изданное | Творчество А.П.Соболева | Партнёры | Обратная связь | Карта сайта

Санкт-Петербург © ООО «Исследовательский фонд Рерихов» 2000-2010г