Rambler's Top100
Besucherzahler meet beautiful ukraine woman
счетчик посещений
Культура Санкт-Петербург

«Н. К. Рерих 1874–1947»

Журнал «Огонёк» (Москва).

1958. Июнь. № 25. С. 15–18.

 

 

Н. К. Рерих
1874–1947

     В весенние дни в выставочных залах Союза советских художников в Москве было многолюдно — здесь экспонировались произведения Рериха.
     Замечательный русский художник Николай Константинович Рерих человек большой эрудиции и культуры, художник и поэт, исследователь и учёный, прошёл долгий и сложный творческий путь.
     Рано определившаяся склонность к археологии и любовь к природе наложили отпечаток на всю его жизнь. В 1893 году Рерих поступает в Академию художеств и, спустя некоторое время, попадает в мастерскую известного русского пейзажиста А. И. Куинджи, влияние которого не прошло бесследно для творчества молодого художника.
     Первое серьёзное произведение Рериха «Гонец» — его дипломная работа — имело серьёзный успех и было приобретено Третьяковской галереей. В этой картине уже определились будущий путь художника, его глубокое увлечение историей, необыкновенная осязаемость видения, тонкое чувство русской природы.
   Ранние работы художника-археолога, выполненные во время поездок по России, — многочисленные этюды с изображением памятников древнерусской архитектуры. Уже в них проявилось своеобразие живописца, решающего свои произведения в декоративной манере, обобщённо и красиво.
    Любовь к истории далёкого прошлого своей родины привела живописца к созданию серии картин о жизни древних славян. Сцены сражений, походной жизни дружин, возведения городов овеяны дымкой фантазии и, вместе с тем, знания учёного-историка помогли художнику сделать эти картины достоверно убедительными.
    Замечательное мастерство Рериха-колориста особенно ярко проявилось в картине «Небесный бой» (1909 год). Бурлящие облака пронизаны фантастическим светом, исходящим как бы изнутри. Богатство цветовых оттенков, выразительность движения передают величественность стихийных сил природы.
    Совершенно другого характера полотно «Заморские гости» (1906 год). Радостная, бодрая, плавная, как широкая русская песня, композиция решена с не меньшим живописным мастерством.
В 1909 году по предложению В. В. Матэ и И. Е. Репина Рерих избирается членом Академии художеств.
     Во время поездок за границу художник, хорошо изучив произведения европейских школ, ещё острее увидел глубокую самобытность русского искусства.
    Революция застала Рериха в Финляндии. В 1920 году художник уезжает в Америку, где состоялись многочисленные выставки его картин. А через три года Рерих едет в Индию. Эта страна давно привлекала воображение художника. Своеобразная культура Востока чудилась ему за хребтами Гималаев, её многочисленные отблески мерцали в шедеврах древнерусского искусства. «Живёт в Индии красота. Заманчив великий индийский путь», — писал Рерих в одной из своих ранних статей, посвящённых Индии.
     В 1925 году под руководством художника собирается большая экспедиция в горные районы Тибета и Гималаев. Экспедиция продлилась пять лет, и за это время её участники прошли несколько тысяч километров по снежным вершинам высочайших горных хребтов Гималаев, Тибета, Алтая и Монголии. Во время этой экспедиции Рерих познакомился с малоизвестной культурой горных районов Индии и привёз чудесную серию этюдов «Гималаи», эпический гимн горным вершинам, возносящим свои ледяные уступы над морем клубящихся облаков.
    В картинах гималайского периода художник достигает высшей степени декоративности. Даже работы, навеянные воспоминаниями о далёкой родине, по которой художник очень тосковал, в это время решаются в той же манере насыщенных соотношений чистых красок. Характерна композиция «Поход Игоря». Тревожный желто-зелёный тон неба, беспокойный ритм копий и знамён создают атмосферу напряжённости в момент солнечного затмения.
    Для своих пейзажей Рерих находит блестящее цветовое решение, в его работах строго продумана композиция, исключительная материальность форм. Зритель, поражённый сверканием искрящихся снежных вершин, подолгу стоит перед картиной «Помни!» (1945 год). То же буквально фосфорическое свечение красок, вызывающее справедливые вопросы, не пользовался ли художник люминесцентными красками, исходит от полотен «Горное озеро» (1941 год) и «Лхаса» (1942 год). Тусклые отражения горных хребтов в спокойной глади воды создают ощущение удивительной тишины, вечной незыблемости горной природы и восточной архитектуры.
    Участие в археологических экспедициях в Монголию, Китай, Тибет помогло художнику выполнить большие живописные циклы.
     Живая красота открылась ему в причудливых легендах Монголии и Тибета, красота китайского искусства предстала перед ним в живом, величественном воплощении.
     Все монгольские пейзажи (1933–1936 гг.) очень спокойны и уравновешенны. В плавном ритме расположены окутанные дымкой холмы, мерно, неторопливо шагают по необозримым равнинам навьюченные верблюды.
     В Индии Рериха связывала большая дружба с Рабиндранатом Тагором и Джавахарлалом Неру. Индийский народ считает Рериха своим национальным художником и глубоко скорбел о его кончине.
  Художественное наследие, оставшееся после смерти художника, поражает своим многообразием и универсальностью. Свыше четырёх тысяч картин, десятки литературных работ и путевых очерков запечатлели жизнь и деятельность художника. Его творчество известно во всём мире, картины художника имеются в музеях СССР, Индии, Америки, Франции, Бельгии и Италии.
     Возвращение искусства этого замечательного художника на родину — большое, значительное событие в культурной жизни нашей страны.


Н. Прокофьева, Н. Кишилов

Помещено 6 цв. илл. картин Н. К. Рериха: с. 15 — «Полуночная»; с. 16 — «Поход Игоря», «Горное озеро», «Юрты. Монголия»; с. 17 — «Заморские гости»; c. 18 — «Помни!».



О нас | Новости | Выставки | Статьи о Рерихах | Книги и открытки
о Рерихе
| Места Рерихов
в Петербурге
| Наши путешествия | Изданное | Творчество А.П.Соболева | Партнёры | Обратная связь | Карта сайта

Санкт-Петербург © ООО «Исследовательский фонд Рерихов» 2000-2010г