Rambler's Top100
Besucherzahler meet beautiful ukraine woman
счетчик посещений
Культура Санкт-Петербург

«К выставке Рериха»

 Журнал «Творчество».

1958. Июль. № 7 С. 18–19.

 

 

К выставке Рериха

     Советские зрители впервые широко познакомились с искусством Н. Рериха. Его выставка включала произведения из собраний музеев СССР и картины последнего периода, привезённые из Индии сыном художника. Нужно время, чтобы изучить их всесторонне. Рерих вызывает к себе различное отношение, споры о его искусстве неизбежны.
      Рерих — своеобразное, поражающее, но противоречивое явление мировой художественной культуры первой половины ХХ века. Пятьдесят лет его творческой, научной и общественной деятельности в России, Западной Европе, Америке, Индии были полностью подчинены одной цели — пропаганде красоты. По его убеждению, она должна объединить все народы на ниве общего творческого созидания. Красота для Рериха — формула «международного языка». «Под знаком красоты мы идём радостно, — говорил он. — Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотой объединяемся».
     В чём же Рерих видел красоту? Главным образом в первозданной природе, проникнутой тайнами космоса, в памятниках культуры и народного творчества. Нетрудно понять утопичность идей Рериха-мыслителя, игнорировавшего подлинный процесс истории общественной жизни нашей эпохи и его движущие силы. Рерих не принял Октябрьскую революцию. Зиму 1917 и лето следующего года он провёл в уединении на Севере, на островах Тулол и Валаам, а затем эмигрировал за границу. Там он сам и его картины переходят из страны в страну, из одной части света в другую, он совершает экспедиции по Азии — Монголии, Китаю, Тибету — и кончает свой путь в Индии, прожив в ней более двадцати лет.
     Но Рерих не принял и капиталистический Запад, он разоблачает его в статье «Культурность». «Становится жутко, — писал он, — если попугай Тизи-Виви начнёт отчётливо пищать слово «культура». А что, если некто, твердя это слово, изобретёт новые возможности удушения? А что, если конференция против наркотиков благословит продажу наркотического сырья, милостиво твердя против «вредности отравления?». Возьмите любую газету, и вы найдёте самые необычайные примеры лицемерия, ханжества, лживости под предлогом «высших задач».
А Рерих-художник? Его нельзя совсем отделять от Рериха-мыслителя. Искусство Рериха насквозь пропитано его мировоззрением, в нём ощущаются элементы пантеистического мистицизма — в нём весь Рерих. Вместе с тем оно многозначнее его утопических идей, так как оно отражает и вдохновлявшую художника действительность.
     Художник поразительной творческой интуиции, обогащённой неутомимыми путешествиями, археологическими исследованиями, изучением древних культур, живописец огромного колористического дарования, Рерих показал нам целый мир, до него почти не известный в искусстве. Картины и эскизы для театра первого двадцатилетия его творческого пути помогают понять славянскую Русь, почувствовать особый аромат древнейшей эпохи в истории нашей Родины.
     Произведения последующих десятилетий — это открытое окно в Азию, в которое мы видим величавую природу, священные памятники искусства народов Востока, претворённые мастерской кистью большого художника в образы монументальные, торжественные, сильные. Рерих — чародей красок; они горят на его полотнах с необычайной яркостью, он творит из них колористические симфонии, воспринимающиеся как «язык природы».
     Образы Рериха чаще всего заключают в себе иносказание и символику, которая не всегда поддаётся расшифровке и не всегда может быть признана реалистической. Но Рерих — не декадент, в его искусстве нет расслабленности, разочарования и пессимизма, в нём нет ничего немощного и болезненного. Его картины — это природа, увиденная смелым, мужественным человеком, жаждущим всё знать. Ему не страшны стихии, он идёт там, где редко ступает нога других людей, он взбирается на непреступные белоснежные вершины гор, спускается в дикие ущелья с горными реками, перед ним развёртываются ослепительные панорамы, он находит знаки жизни далёких предков. Он не боится дикой природы, а восхищается её гордой, неистовой красотой, её величием, её вечностью‚ он стремится проникнуть в её скрытые тайны.
     Советскому зрителю непонятна и чужда символика Рериха, но ему вовсе не чуждо его восхищение природой и стремление к её познанию. Нам близок и призыв Рериха к международному культурному общению: «Мы не мечтатели, но работники жизни, — писал он, — и наше назначение в том, что мы стремимся сказать народу: «Помни о Красоте, не изгоняй её облика из жизни, зови действенно и других к этой трапезе радости; зови на мирное, необъятное поле труда и созидания».
     Вся творческая и общественная деятельность Рериха имела бы гораздо большее историческое значение, если бы в основе её не лежало идеалистическое мировоззрение. Вместе с тем деятельность Рериха играла прогрессивную роль как вклад в дело мира, дружбы и сотрудничества между народами. Одной из важных частей этого вклада явился «Пакт Рериха», подготовленный художником и подписанный странами ООН в декабре 1956 года в Париже. Пакт предусматривает обязательство охранять во время войны памятники и учреждения культуры и искусства.
    Гуманизм, идея общественного служения искусством, забота о художественном развитии народа, отличающие русское искусство, присущи и здоровому ядру творчества Рериха. Ученик Куинджи и отчасти В. В. Стасова, исследователь русской старины и народного творчества, Рерих и за пределами Родины оставался русским художником.


П. Суздалев


Помещены иллюстрации картин Н. К. Рериха: на с. 18 — из цикла «Гималаи». 1941. Темпера; «Дерево». 1943. Темпера; на с. 19 — Эскиз декорации к «Князю Игорю». 1909; «Гималаи». 1941. Темпера. 67 х 166.



О нас | Новости | Выставки | Статьи о Рерихах | Книги и открытки
о Рерихе
| Места Рерихов
в Петербурге
| Наши путешествия | Изданное | Творчество А.П.Соболева | Партнёры | Обратная связь | Карта сайта

Санкт-Петербург © ООО «Исследовательский фонд Рерихов» 2000-2010г