Rambler's Top100
Besucherzahler meet beautiful ukraine woman
счетчик посещений
Культура Санкт-Петербург

Журнал «Культура и жизнь». Статья «Большой художник».

Журнал «Культура и жизнь» (Москва).

1958. Август. № 8. С. 61–64.

 

 

Большой художник

   Публикуемая ниже статья о творчестве Н. К. Рериха написана в связи с выставкой его произведений в Москве. Автор её — народный художник СССР Константин Фёдорович Юон, скончавшийся на 83 году жизни в апреле нынешнего года. Этот небольшой критический этюд — последняя искусствоведческая работа замечательного художника-живописца, знатока истории национальной русской культуры, певца родной природы.

   Николай Константинович Рерих (1874–1947) — видный русский художник, начавший свой многолетний творческий путь в конце XIX века.
  Стилистическое своеобразие его глубоко образного искусства, пронизанное античной мудростью, сообщило его имени мировую славу.
   Яркое и мощное дарование художника-мыслителя соединялось в его лице с проникновенностью историка, учёного, археолога и страстного исследователя.
  Однако изучение далёкого прошлого своей родины и труд археолога не были для него кабинетным занятием; они лишь способствовали непосредственному видению картин жизни древних людей и древней природы.
    В 1897 году его первая крупная картина «Гонец» создала известность молодому художнику.
Увлеченние археологией и раскопками древних курганов в Новгородской, Псковской, Тверской губерниях, а также изучение древних летописей и грамот в Публичной библиотеке Петербурга и поощрение художника со стороны её руководителя В. В. Стасова помогли Н. К. Рериху окончательно утвердиться в избранном им пути.
   На выставках того времени стали появляться картины Рериха, рисующие жизнь древнейших славян: «Начало Руси. Славяне», «Сходятся старцы», «Заморские гости», «Идолы», «Город строят», «Строят ладью» и др. Первобытной свежестью красок и богатырской силой веет от этих полотен.
   Древний человек его картин — охотник, рыболов, строитель, воин — всегда крепок телом, закалён в борьбе и труде, всегда тесно связан с величественными образами русской северной природы.
   Рерих объездил все древние исторические центры русской народной культуры, где изучал многообразное богатство архитектурных форм и декоративного искусства.
   Значительное место в его творчестве занимали работы для театра. В историю театрального искусства вошли его прославленные постановки: «Снегурочка», «Князь Игорь», «Весна священная», «Пер Гюнт», «Овечий источник».
   Рерих много путешествовал, объездил весь свет. Его искусство нашло большое признание в Скандинавских странах, в Англии и Америке.
   Он неоднократно принимал участие в крупных археологических экспедициях на Восток. В странах Востока Рерих нашёл для себя тот материал, освоение которого позволило ему найти наиболее сильное образное воплощение его художественных замыслов. Монголия, Китай, Индия и Тибет с их древнейшими культурами стали для него обетованной землёй, в которой он не раз возглавлял различные научные экспедиции. Прожив в Индии более двадцати лет, он постоянно поддерживал дружественные отношения с прогрессивными людьми этой страны, и в их числе с Джавахарлалом Неру и Рабиндранатом Тагором.
   Знания учёного и глубокая интуиция большого художника лежали в основе замечательных картин, которые были созданы Рерихом в этот период.
   Он показал в своём искусстве те монументальные и величественные силы природы, которые некогда порождали в народах религиозное и экстатическое состояние, которые рождали пророков и проповедников, сеявших предрассудки и варварское суеверие.
   Архаика, наука и искусство были составными элементами этих произведений. Народные легенды и предания, связь мифологии с геологией, с сейсмическими и космическими силами природы глубоко волновали его художественное воображение. Эмоциональное искусство Рериха почти не передаваемо словами — оно для глаз и для души.

Константин Юон

Помещены иллюстрации картин Н. К. Рериха: между с. 60–61 на цв. вкладке — «Заморские гости», «Гималаи. Кулута». 1933; с. 61 — С. Н. Рерих «Портрет Н. К. Рериха»; с. 62 — «Поход Игоря» 1941, «Псковско-Печёрский монастырь XVI века» 1907; с. 63 — «Конь счастья» 1925, «Гуга Чохан» 1932; с. 64 — «Лхаса» 1942.



О нас | Новости | Выставки | Статьи о Рерихах | Книги и открытки
о Рерихе
| Места Рерихов
в Петербурге
| Наши путешествия | Изданное | Творчество А.П.Соболева | Партнёры | Обратная связь | Карта сайта

Санкт-Петербург © ООО «Исследовательский фонд Рерихов» 2000-2010г