|
Журнал «Искусство» (Москва).
1962. № 3. С. 61–62.
Забытый памятник русского искусства
Талашкино — культурный центр, созданный по инициативе известной меценатки и художницы М. К. Тенишевой, на протяжении почти четверти века притягивал к себе лучшие художественные силы России. Талашкино и Абрамцево «были самыми известными и значительными пунктами дореволюционной России, где ряд славнейших русских художников прошлого — М. Врубель, С. Малютин, В. Поленов, В. Васнецов и другие — с большим успехом работал над возрождением народного искусства применительно к быту и потребностям современной жизни...» — писал в 1946 году И. Грабарь.
Возрождение народного искусства велось в Талашкине в самых разнообразных формах, начиная с художественных вышивок и резьбы по дереву и кончая монументальными архитектурными постройками. К числу последних относилась небольшая Спасская церковь, построенная по проекту М. К. Тенишевой и ставшая впоследствии усыпальницей её мужа. В разработке проекта и в постройке этого храма самое непосредственное участие принимал известный собиратель и знаток русских древностей И. Ф. Барщевский, состоявший хранителем крупнейшего в России Музея русской старины, организованного М. К. Тенишевой в Талашкине в 1898 году.
Живописно расположенная Спасская церковь выполнена в духе северно-русской церковной архитектуры. Здание с довольно массивным основанием завершается множеством кокошников, плавно вздымающихся вверх. Храм построен из специально изготовленного для этой цели маломерного кирпича типа плинфы, который производился здесь же на месте одновременно с поливной керамической черепицей для крыши и многоцветной смальтой для мозаики. По замыслу строителей церковь должна была быть сооружена только из местных материалов.
Приглашенный М. К. Тенишевой в качестве главного художника строительства Н. К. Рерих в 1910 году сделал эскизы внутренней росписи и наружной мозаики храма, летом 1911 года приступил к осуществлению своих замыслов, а летом 1914 года завершил всю работу. В талашкинском Теремке работы С. В. Малютина до сих пор хранится большой эскиз к мозаике, выполненный Н. К. Рерихом в темпере и отличающийся высоким мастерством.
Сохранившаяся мозаичная композиция на главном портале храма занимает особое место в творчестве Н. К. Рериха и среди произведений русского декоративного искусства того времени. Прежде всего поражает монументальность мозаики, соединенная с живописной декоративностью исполнения.
В этой мозаике, выполненной близко к традициям русского искусства XII–XIII вв., сказалась любовь художника к монументальным настенным композициям, которая нашла своё замечательное воплощение в ныне погибшей большой внутренней росписи алтарной абсиды, принесшей Рериху славу мастера фресковой живописи.
Рисунок мозаики прост и лаконичен. Центральную часть её занимает изображение «Нерукотворного Спаса» на фоне полотенца с народным смоленским узором. Глаза смотрят прямо, выражение лица строгое. По лаконизму и выразительности это изображение напоминает Спаса XII века из Третьяковской галереи. Справа и слева от центрального образа в нижней части мозаики изображено по три фигуры трубящих архангелов, которые, постепенно уменьшаясь, поднимаются вверх и завершают своё плавное движение у маленького схематичного изображения храма, замыкающего сверху всю композицию. Мозаика выполнена в напряжённых золотисто-коричневато-красноватых тонах, что вносит в общее впечатление праздничности несколько драматический оттенок. Мозаикой покрыт и внутренний свод главного входа в храм. Интересно отметить, что в правом нижнем углу главного мозаичного изображения сохранилась подпись автора, выложенная также из мозаики в виде монограммы из двух букв НР, соединённых вместе.
Возрождая приёмы древнерусского искусства мозаики и учитывая национальные декоративные традиции смоленщины, Рерих создал произведение, являющееся одним из самых монументальных в его творчестве и уникальных по технике и мастерству исполнения в русском искусстве начала ХХ века. По неизвестным причинам эта мозаика до сих пор не воспроизводилась ни в одном из изданий, посвящённых творчеству Н. Рериха.
К сожалению, настоящее состояние мозаики оставляет желать лучшего. Если центральная часть композиции имеет сравнительно мало повреждений, то её нижний край сильно пострадал. Чтобы предотвратить начавшееся разрушение мозаики, необходимы реставрационные работы и сооружение вокруг памятника ограды. В связи с тем, что церковь в Талашкине является памятником русской архитектуры, имеющим всероссийское значение и подлежащим государственной охране и восстановлению, желательно реставрировать весь архитектурный комплекс Талашкинского храма, восстановив его в прежнем виде по сохранившимся чертежам и рисункам. Если эти задачи будут выполнены, то в фонд русского искусства начала ХХ века войдёт ещё один памятник яркой художественной самобытности.
А. Зелинский
Помещена илл.: Н. Рерих. Мозаика в Талашкине. Смальта. N. Roerich. Mosaique a Talachkino. Smalt.
|