|
Журнал «Юность» (Москва).
1965. Март. № 3. С. 80.
Великий русский друг Индии
Творчество Николая Константиновича Рериха (1874–1947) только семь лет назад с исчерпывающей полнотой стало известно и доступно нашему зрителю. Доступно не потому, что в какой-то период его имя замалчивалось и картины не экспонировались. Просто жизнь Рериха сложилась так, что вплоть до 1958 года, (когда впервые открылась в Москве его персональная выставка) мы почти ничего не знали о художнике. Уехав в 1916 году в финский городок Сердоболь, он не вернулся в Россию. Но возвратились на Родину его картины, рассказавшие нам о тридцатилетнем труде художника-исследователя, учёного и путешественника.
В историю отечественного искусства Рерих вошёл как автор великолепных полотен, посвящённых далёкому прошлому нашего отечества. Созданная им в Петербургской академии художеств дипломная работа «Гонец. Восстал род на род» (1897 год) сразу же создала известность молодому художнику.
В ночи по реке бесшумно скользит ладья. Два старца спешат доставить недоброе известие. Поднимающаяся из-за холма луна своим холодным светом ещё больше усиливает тревожное настроение. Выдерживая общий колорит картины в густых, тёмных тонах, художник как бы стремится передать атмосферу таинственности и настороженности.
Рериха мало интересуют этнографические подробности избранного им сюжета, хотя он внимательно изучает исторические документы и принимает активное участие в археологических экспедициях. Создать образ силой своего поэтического воображения — вот главное для него в картине на историческую тему. Художник стремится смотреть на мир глазами древнего человека и передаёт его представление о нём.
«Гонец» стал первой картиной в большой сюите «Славяне. Начало Руси». Из этой сюиты художником были написаны «Сходятся старцы» (1898), «Поход» (1899), «Зловещие» (1901), «Город строят» (1902). По образному выражению К. Ф. Юона, «первобытной свежестью красок и богатырской силой веет от этих полотен».
Энтузиаст и страстный поклонник древнерусской архитектуры, Рерих объездил почти все старинные русские города, оставив серию превосходных этюдов.
Случилось так, что в предреволюционные годы Рерих, как и многие художники, ощутил на себе влияние буржуазного декаданса. Созданные им в этот период картины «Ангел последний» (1912), «Крик змия» (1914), «Дом духа» (1915) проникнуты мистицизмом.
В 1923 году Рерих отправляется из Финляндии в дальнее и длительное странствие по Востоку. Монголия, Китай, Тибет, Гоби, Гималаи, Индия — таков маршрут его экспедиции. В 1930 году он поселяется с семьёй в индийском селении Нагар, расположенном в долине Кулу. Этот район древней культуры Индии привлёк внимание художника.
Рериха захватила своеобразная красота и необычность природы Востока. Основным жанром в творчестве художника становится пейзаж, а горы — «главными действующими лицами» его полотен. Он пишет их при восходе и закате, при солнце и в туман, передавая фантастическое красочное зрелище. Горы в представлении Рериха — символ вечности и высоты человеческого духа.
«Пейзажный» подход к решению картины виден и в композиционных работах художника, Так, полотно «Гэсэр-хан» посвящено герою монголо-тибетского эпоса, с именем которого народ связывал мечты о мире и справедливости. Красные, тревожные облака, как всепоглощающее пламя, занимают основную часть холста, создавая настроение надвигающейся опасности. И небольшим чёрным силуэтом изображён верхом на лошади Гэсэр-хан, готовый вступить бой.
Иную по настроению, но такую же пейзажную трактовку встречаем мы и в картине «Письмо».
Народные легенды, сказания получают своё поэтическое выражение в картинах Рериха. Композиция «Бум Эрдени» (1945) показывает бой сказочного героя с гидрой. В этой картине своеобразно использованы композиции древнерусских икон, в которых так выразительно и красочно изображался Георгий, сражающийся со змием. Вдали от родины Рерих не расстаётся с близкой и дорогой для него темой. Он создаёт картины на сюжеты русских былин и сказок («Единоборство Мстислава с Редедей» (1932), « Ковер-самолёт» (1943) и другие).
Пытливый исследователь культуры Востока, Рерих великолепно сочетал пейзажные мотивы с изображением древних памятников. Из окна свой мастерской в Кулу он написал картину «Гуга Чохан» (1932), где на фоне синих гор и ярких цветущих деревьев выделяется памятник легендарному народному герою Гуга Чохану. Красочен и романтически приподнят пейзаж «Сторожевые огни» (1940). Ярко пылают в ночи огни на башнях — этих вечных стражах покоя людского.
К. Юон в статье, посвящённой творчеству Н. К. Рериха, писал: «Стилистическое своеобразие его глубоко образного искусства, пронизанное античной мудростью, сообщило его имени мировую славу. Яркое и мощное дарование художника-мыслителя соединялось в его лице с проникновенностью историка, учёного, археолога и страстного исследователя».
Мысль о возвращении на родину никогда не покидала художника. В 1947 году, закончив огромную научную работу в Индии. Рерих готовился к отъезду в Советский Союз. Но, тяжело заболев, скончался.
На могиле Рериха стоит памятник, на котором на языке хинди написано: «13 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Николая Рериха — великого русского друга Индии. Да будет мир».
Творчество Н. К. Рериха неразрывно связано с русским искусством. Прожив в отрыве от родины около тридцати лет, он с честью пронёс имя русского художника, отдав все свои силы, знания, талант на благо человечества.
Ю. Осмоловский
Помещены иллюстрации с картин Н. К. Рериха: на с. 80 — Автопортрет; на вклейке — По залам выставки произведений Н. К. Рёриха в Государственном музее восточных культур. Москва: «Бум Эрдени», «Сторожевые огни», «Гэсэр-хан», «Гуга Чохан», «Письмо», «Сияние над рекой».
|