Rambler's Top100
Besucherzahler meet beautiful ukraine woman
счетчик посещений
Культура Санкт-Петербург

«Амаравелла»: несущий свет

 

Газета «Ленинская правда» (Петрозаводск).

1987. 12 декабря. № 285. Суббота. С. 4.

 

 

«Амаравелла»: несущий свет

 

   Открывшийся недавно фестиваль СССР в Индии стал большим праздником дружбы и сотрудничества между нашими народами. В книжных магазинах появилось немало книг об Индии, её великой культуре. Понятен интерес трудящихся нашей страны к истокам советско-индийских культурных связей. Писатель Ю. В. Линник — исследователь и собиратель творческих работ художников группы «Амаравелла».

 

Юрий Владимирович, когда произносится слово «Амаравелла», возникают ассоциации, связанные с востоком, с Индией?

— Да, это слово санскритского происхождения. На русский язык его можно перевести так: несущий свет. Название художественной группы было предложено А. П. Сарданом в 1923 году. Название не случайное.

Что же связывало художников «Амаравеллы» с Индией?

— Очень многое. Как известно, индийская философия космически ориентирована: мотив единства человека и Вселенной проходит через все школы индийской мысли. Именно этот мотив волновал художников П. П. Фатеева, А. П. Сардана, В. Т. Черноволенко, С. И. Шиголева, Б. А. Смирнова-Русецкого, которые первыми обратились к космической теме в искусстве. Они активно читали книги Вивекананды и Рамакришны. Сильно повлияла на них Е. П. Блаватская, много сделавшая для проникновения индийской мысли в современную культуру. Увлечение Индией отразилось в живописи художников «Амаравеллы». Так П. П. Фатеев писал эскизы декораций к пьесам Р. Тагора. Б. А. Смирнов-Русецкий ещё в 1923 году создал картину «Образ Индии», в которой выразил общую для всех художников группы мечту о прекрасной и сказочной стране.

Вероятно, интерес молодых художников к Индии усилился после их встреч с Н. К. Рерихом?

— Да, несомненно. Встречи происходили в 1926 году. Это замечательный факт из истории нашей культуры: прославленный мастер, ненадолго приехав в Москву, находит время для многократных встреч, с тогда ещё совсем неизвестными художниками. Именно они были первыми людьми в нашей стране, кто непосредственно из уст Рериха впервые услышали об учении индийских махатм. Это учение, преломлённое в призме эстетических воззрений Николая Рериха, прямо сказалось на тематике многих картин, созданных впоследствии художниками группы «Амаравелла». Так, в картине А. П. Сардана «Органная фуга на восточную тему» (1926 г.) образно воплощена мысль Рериха о единстве западной и восточной культур. Следует вспомнить о картине Б. А. Смирнова-Русецкого «Гора света». Художник изобразил свечение загадочной «Шамбалы», которую Рерих пытался найти в Гималаях. Между прочим, эта картина получила одобрение у Н. К. Рериха: она демонстрировалась на двух выставках общества «Корона мира» в Америке в конце двадцатых годов.

— Знают ли о творчестве художников группы «Амаравелла» в Индии?

— Да, конечно. Недавно в Индии демонстрировались их картины. Эта выставка вызвала большой интерес у индийской интеллигенции. Кроме того, в Индии живёт Святослав Николаевич Рерих, который всегда высоко оценивал достижения «Амаравеллы». В его доме висят написанные в Карелии пейзажи Б. А. Смирнова-Русецкого, — они напоминают о тех сортавальских местах, где в 1916–18 годах жили Рерихи.

 

   Лучшие работы талантливых художников группы «Амаравелла» собраны в коллекции Ю. В. Линника. Она насчитывает более двухсот живописных и графических произведений. Наверно, стоит подумать о том, чтобы в Карелии на её основе был создан музей. Думается, что он был бы популярен у наших земляков и гостей республики.

 

Вёл беседу

Д. Москин



О нас | Новости | Выставки | Статьи о Рерихах | Книги и открытки
о Рерихе
| Места Рерихов
в Петербурге
| Наши путешествия | Изданное | Творчество А.П.Соболева | Партнёры | Обратная связь | Карта сайта

Санкт-Петербург © ООО «Исследовательский фонд Рерихов» 2000-2010г