Газета «Ленинская правда» (Петрозаводск).
1987. 12 декабря. № 285. Суббота. С. 4.
«Амаравелла»: несущий свет
Открывшийся недавно фестиваль СССР в Индии стал большим праздником дружбы и сотрудничества между нашими народами. В книжных магазинах появилось немало книг об Индии, её великой культуре. Понятен интерес трудящихся нашей страны к истокам советско-индийских культурных связей. Писатель Ю. В. Линник — исследователь и собиратель творческих работ художников группы «Амаравелла».
— Юрий Владимирович, когда произносится слово «Амаравелла», возникают ассоциации, связанные с востоком, с Индией?
— Да, это слово санскритского происхождения. На русский язык его можно перевести так: несущий свет. Название художественной группы было предложено А. П. Сарданом в 1923 году. Название не случайное.
— Что же связывало художников «Амаравеллы» с Индией?
— Очень многое. Как известно, индийская философия космически ориентирована: мотив единства человека и Вселенной проходит через все школы индийской мысли. Именно этот мотив волновал художников П. П. Фатеева, А. П. Сардана, В. Т. Черноволенко, С. И. Шиголева, Б. А. Смирнова-Русецкого, которые первыми обратились к космической теме в искусстве. Они активно читали книги Вивекананды и Рамакришны. Сильно повлияла на них Е. П. Блаватская, много сделавшая для проникновения индийской мысли в современную культуру. Увлечение Индией отразилось в живописи художников «Амаравеллы». Так П. П. Фатеев писал эскизы декораций к пьесам Р. Тагора. Б. А. Смирнов-Русецкий ещё в 1923 году создал картину «Образ Индии», в которой выразил общую для всех художников группы мечту о прекрасной и сказочной стране.
— Вероятно, интерес молодых художников к Индии усилился после их встреч с Н. К. Рерихом?
— Да, несомненно. Встречи происходили в 1926 году. Это замечательный факт из истории нашей культуры: прославленный мастер, ненадолго приехав в Москву, находит время для многократных встреч, с тогда ещё совсем неизвестными художниками. Именно они были первыми людьми в нашей стране, кто непосредственно из уст Рериха впервые услышали об учении индийских махатм. Это учение, преломлённое в призме эстетических воззрений Николая Рериха, прямо сказалось на тематике многих картин, созданных впоследствии художниками группы «Амаравелла». Так, в картине А. П. Сардана «Органная фуга на восточную тему» (1926 г.) образно воплощена мысль Рериха о единстве западной и восточной культур. Следует вспомнить о картине Б. А. Смирнова-Русецкого «Гора света». Художник изобразил свечение загадочной «Шамбалы», которую Рерих пытался найти в Гималаях. Между прочим, эта картина получила одобрение у Н. К. Рериха: она демонстрировалась на двух выставках общества «Корона мира» в Америке в конце двадцатых годов.
— Знают ли о творчестве художников группы «Амаравелла» в Индии?
— Да, конечно. Недавно в Индии демонстрировались их картины. Эта выставка вызвала большой интерес у индийской интеллигенции. Кроме того, в Индии живёт Святослав Николаевич Рерих, который всегда высоко оценивал достижения «Амаравеллы». В его доме висят написанные в Карелии пейзажи Б. А. Смирнова-Русецкого, — они напоминают о тех сортавальских местах, где в 1916–18 годах жили Рерихи.
Лучшие работы талантливых художников группы «Амаравелла» собраны в коллекции Ю. В. Линника. Она насчитывает более двухсот живописных и графических произведений. Наверно, стоит подумать о том, чтобы в Карелии на её основе был создан музей. Думается, что он был бы популярен у наших земляков и гостей республики.
Вёл беседу
Д. Москин
|