Rambler's Top100
Besucherzahler meet beautiful ukraine woman
счетчик посещений
Культура Санкт-Петербург

Журнал «Техника молодёжи». Статья «Амаравелла».

 

Журнал «Техника молодёжи» (Москва).

1990. Март. № 3. С. 34–35.

 

 

 

 

«Амаравелла»

 

   Среди художественных предчувствий космической эры выделяется творчество группы «Амаравелла». Она существовала в Москве с 1926 по 1930 год. Это был тесный кружок единомышленников: 5–6 человек, в равной мере увлечённых и культурой древней Индии, и новейшими научно-техническими идеями. Но что означало само название группы? Лишь знатоки древних культур Востока могли различить в нём санскритские слова «Амаравати» и «Урувелла» — так именовались «обитель бессмертных» индуистской мифологии и священный лес Будды около Бенареса. Вот строки из манифеста группы: «Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса — в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира...» Важнейшим событием в истории группы было участие её представителей в выставке «Корона Мунди», организованной Н. Рерихом в Нью-Йорке в 1927 году.

   Основателем «Амаравеллы» и её лидером считался Пётр Фатеев (1891–1971), первый русский художник-космист. Ещё до революции он создал первые инопланетные пейзажи под воздействием живописи М. Чюрлёниса, поэзии У. Уитмена и Р. Тагора, фантастических произведений К. Фламмариона и В. Крыжановской. На протяжении полувека в многочисленных работах из циклов «Опыты построения нового, иного мира», «Космические пейзажи», «Облака», «Космические цветы» Фатеев развивал ещё почти не изведанную искусством тему. Он стремился к «опережающему» эстетическому постижению мироздания, пытался понять «знаки небес», увидеть вечную красоту Вселенной, считая, что «художественная космология» может содействовать научному постижению мировых законов.

   Начинающий композитор школы Скрябина и виртуозный график Александр Сардан (Баранов) (1901–1974) был автором названия группы. Разносторонне одарённый человек, знаток восточной и европейской культур, он постоянно интересовался новейшими открытиями в области науки и техники. Этот уникальный сплав знаний и увлечений помог ему ввести в искусство ряд оригинальных тем и сюжетов: «Симфония радиации Земли» (1923), «Маяки Земли и сигналы из космоса» (1926), «Микродинамика пространства» (1935).

   Старты первых ракет американца Р. Годдарда и немца Г. Оберта отразились в замечательных рисунках Сардана «В высь» и «С Луны — в космические дали», созданных в 1930 году.

   В наибольшей степени воздействие идей космонавтики и космофизики, помимо Сардана, коснулось в «Амаравелле» Сергея Шиголева (1895–1952). Быть может, его романтическая увлечённость стала главной причиной появления в 1927 году поистине уникального в мировом искусстве цикла «Космос», Новаторскими были сюжеты: «Машины в космосе», «Работа в космосе», «Лаборатория космоса».

   Удачной оказалась и попытка Шиголева передать средствами живописи состояние невесомости. Под влиянием теорий К. Циолковского и произведений Н. Рериха он продолжил поиск своего варианта искусства новой эры в сериях «Путь», «Идущий», «Радиосоната».

   Для Виктора Черноволенко (1900–1972), экономиста по профессии и талантливого композитора-самоучки, был характерен свой, совершенно иной подход к изобразительному искусству, отличавшийся даже от наиболее близкой ему «цветомузыкальной» графики Сардана и полотен Чюрлёниса. В ранних поэтически-созерцательных пейзажных сериях «Якутия» и «Ладога» 20–30-х годов он сумел соединить, отталкиваясь от реальности, образы земной природы с её величественными «космическими прообразами». Его привлекала «чистая», немного сказочная фантастика.

   Ещё одним, участником группы был Борис Смирнов-Русецкий (род. 1905). С первого же графического цикла «Прозрачность» стала формироваться особая философия пейзажа, мотивы сокровенной жизни природы, раскрытой в просторы Вселенной. Ближе всего ему было творчество Н. Рериха. В 1927 году он начал свой цикл «Космос», но одновременно, единственный из всей группы, увлёкся древнерусской историей и архитектурой, природой русского Севера. Смирнов-Русецкий стремился создать цельный эстетический образ «очеловеченного мироздания» в живописных циклах «Север», «Острова в пространстве», «Надземные храмы»...

   «Амаравелла» была запрещена в 1930 году. Затем последовали ссылки в лагеря двух её членов, долгое мучительное одиночество, болезни других... Но в итоге — возвращение искусства «Амаравеллы».

 

Валерий Кленов,

искусствовед

 

Помещены цв. илл. картин: с. 34 — В. Черноволенко «Стихия огня», 1964 г.; с. 35 — П. Фатеев «На планете двух солнц», 1912 г.; С. Шиголев «Лаборатория в космосе», 1929 г.; А. Сардан «В высь», 1931 г



О нас | Новости | Выставки | Статьи о Рерихах | Книги и открытки
о Рерихе
| Места Рерихов
в Петербурге
| Наши путешествия | Изданное | Творчество А.П.Соболева | Партнёры | Обратная связь | Карта сайта

Санкт-Петербург © ООО «Исследовательский фонд Рерихов» 2000-2010г