Rambler's Top100
Besucherzahler meet beautiful ukraine woman
счетчик посещений
Культура Санкт-Петербург

Газета «Вечерний Новосибирск». Статья «И невозможное вчера…».

 

Газета «Вечерний Новосибирск».

1974. 24 июля. № 171. Среда. С. 3.

 

 

«И невозможное вчера…»

 

   В эти дни, когда мир с большим удовлетворением встретил итоги третьей советско-американской встречи на высшем уровне, хочется вспомнить тех, чья деятельность служила и продолжает служить делу дружбы и взаимопонимания между народами СССР и США. Среди этих имён — имя известного русского художника Николая Константиновича Рериха. Его большая общественная и просветительская деятельность, начиная с двадцатых годов, способствовала признанию в Америке духовного богатства русской культуры. Венцом её явился ратифицированный большинством государств, так называемый «пакт Рериха» об охране культурных ценностей человечества в случае вооружённого конфликта.

  Впервые картины Рериха попали в Америку в 1906 году, когда из-за неуплаты какой-то пошлины большая выставка произведений русских художников была распродана в Сен-Луи с аукциона. Среди них оказались и 75 этюдов Рериха, написанных им во время поездок по древним русским городам. Ранее, зимой 1904 года, эти работы были показаны в России на специальной выставке «Памятники художественной старины». Она имела большой успех. Правительство решило приобрести их для Русского музея, но разразилась русско-японская война, и о благом намерении забыли.

  Сорок картин этой серии украшают ныне залы Нью-Йоркского музея Рериха. Здесь этюды Ростова Великого, соборов Ярославля, Псковского кремля, древнего Новгорода. Среди стекла и бетона шумных современных городов Нового Запада чаруют красотой белокаменные творения русских зодчих, наша древняя краса.

   Ещё задолго до Октябрьской революции у Николая Константиновича сложилось твёрдое убеждение, что его личный долг перед обществом заключается в сближении духовного наследия Востока с новейшими научными открытиями и прогрессивными социальными учениями. После неудавшейся попытки в Англии получить разрешение на поездку в тогда ещё колониальную Индию, Рерих в 1920 году отправляется в Америку, надеясь там добиться осуществления своей мечты. Выставки его картин, прошедших в 29 городах страны, принесли ему славу выдающегося художника. Везде, где предоставлялась возможность, Рерих выступал с лекциями об искусстве, об этическом и эстетическом воспитании, знакомил слушателей с достижениями русской культуры.

  В Нью-Йорке Рерих решает возродить дело, которым он много лет руководил в Петербурге — создать школу, подобную школе Общества поощрения художеств, широко открытую для одарённых людей без различия рас и сословий. Около ста видных американских деятелей культуры и искусства откликнулись на призыв Рериха и выразили готовность работать с молодёжью в Институте Объединённых Искусств. Здесь были секции изобразительного искусства, музыки, хореографии, архитектуры, театра и лекторий с научными и философскими отделениями.

  В сентябре 1922 года по идее Рериха возник международный культурный центр «Венец Мира», призванный осуществлять сотрудничество деятелей науки и искусства разных стран. А в 1923 году газеты печатают приветствие американского президента Кулиджа открывшемуся в Нью-Йорке в ноябре Музею Рериха. Здесь по-новому увиденные пейзажи Мексики и Атлантического побережья; дивными красками светятся картины на русскую тематику, грезятся мифы Востока.

  В том же году художнику удаётся выехать в Индию, откуда начались его ставшие легендарными экспедиции по Центральной Азии. Пройдя высокими перевалами Гималаи и жаркие пески пустынь, путешественники вышли на территорию Советского Союза. Намеченный обратный путь пролегал через Алтай, Монголию и Тибет. В конце августа 1926 года экспедиция Рериха останавливалась в Новосибирске. Именно здесь была проделана большая организационная работа по делам Музея и Лиги культуры в Америке. Вице-президент Нью-Йоркского музея Зинаида Григорьевна Фосдик так вспоминает об этих днях: «27-ое августа. Приехали в Новосибирск. Застали телеграмму из Америки. 30-ое августа. Николай Константинович усиленно работает над многими последними указаниями для учреждений в Америке. 31-ое августа. Получена ещё одна телеграмма из Америки, работали без устали до 2-х часов ночи. 1-ое сентября. Новости из Америки. 3-е сентября. Последний день в Новосибирске. Мы уехали в Москву, чтобы вернуться в Америку для работы в учреждениях, основанных Рерихом». Просторы Сибири покорили художника, он назвал её страной великого будущего.

   За время пятилетнего отсутствия Рериха американские культурно-просветительные организации, возникшие при его участии, значительно расширились и укрепились. 7 октября 1929 года состоялось торжественное открытие музея в помещении нового здания.

  Рерих пополнил по этому случаю коллекцию музея сотнями картин, написанных за время путешествия по территории Азии. Всё большее признание получает международный «пакт Рериха». Мэр Нью-Йорка Джеймс Уокер так встречает прибывшего: «Приветствовать профессора Рериха опять в Америке является для города Нью-Йорка большой честью... Вы принадлежите этому городу, как вестник объединения человечества... Вы всегда стремились установить братство и взаимопонимание среди народов всего Мира».

   Вернувшись снова в Индию, Рерих основал Гималайский институт научных исследований, где обрабатывались богатые материалы, собранные за время многолетних экспедиций по Азии.

  В годы второй мировой войны в Нью-Йорке по инициативе руководителей Музея имени Рериха была создана американо-русская культурная ассоциация (АРКА). Она насчитывала в своих рядах сотни активных сотрудников. Среди них были Эрнст Хемингуэй, Рокуэлл Кент, Чарли Чаплин и другие. За деятельностью АРКА чувствовалась опытная рука Николая Константиновича. Он печётся о помощи нашей стране, стремится, чтобы американцы узнали правду о России, о героизме и непобедимости её армии и народа. Это было посильным вкладом художника в дело сближения народов. Вряд ли в США, среди искренних друзей Советского Союза, встретится человек, которому незнакомо имя Рериха.

   Умер художник в Индии в сборах на родину. Ей он завещал своё творческое наследие. С 1961 года, в знак его большой любви к Сибири, 60 картин Рериха находятся в постоянной экспозиции в залах Новосибирской галереи. Как в Нью-Йорке, так и в сибирском городе на Оби влекут к себе людей его самобытные картины, эти «прекрасные знамёна света».

  Ещё в 1935 году, отвечая на вопросы корреспондентов, Рерих писал: «Вы спрашиваете, зачем мой музей в Америке?.. Зачем же не посмотреть теперь в будущее, когда неожиданные, но глубоко логичные мосты откроются между народами. И, право, трудно сказать, какой именно камень является лучшим основанием будущих нужных построений.

  ...Право, поменьше отрицаний, поменьше невежества, границы расширятся и блестящие возможности сами сплетутся в венке красоты и невозможное вчера станет насущно возможным завтра».

   И весьма знаменательно, что в год, когда отмечается 100-летний юбилей художника, в отношениях между СССР и США наметились реальные пути сотрудничества и взаимопонимания.

П. Осипов.



О нас | Новости | Выставки | Статьи о Рерихах | Книги и открытки
о Рерихе
| Места Рерихов
в Петербурге
| Наши путешествия | Изданное | Творчество А.П.Соболева | Партнёры | Обратная связь | Карта сайта

Санкт-Петербург © ООО «Исследовательский фонд Рерихов» 2000-2010г