Rambler's Top100
Besucherzahler meet beautiful ukraine woman
счетчик посещений
Культура Санкт-Петербург

Газета «Голос Родины» (Москва). Статья "Музейный взрыв далеко от Эрмитажа"

Газета «Голос Родины» (Москва).

1982. Январь. № 4 (2304). С. 14–15.

 

 

 

Музейный взрыв далеко от Эрмитажа

 

   Есть вРоссии места, сами названия которых сразу же множеством ассоциаций связываются в сознании с историей нашей культуры. Причём не с каким-то одним именем, как, например, Тарханы с Лермонтовым или Карабиха с Некрасовым, а с целым кругом имён. Среди таких названий— Талашкино. Произнесёшь это слово— и тянется цепочка славных имён: Врубель, Коровин, Бенуа, Рерих, Стравинский, Малютин... И ещё одно имя, скрепившее эту цепочку, как застёжка-ожерелье: княгиня Мария Клавдиевна Тенишева.

   Талантливая художница, щедрая меценатка, активная общественная деятельница, она на рубеже прошлого и нынешнего века организовала в своём имении Талашкинопод Смоленском художественные мастерские. Тенишева свела, связала узлом общих интересов известных художников и местных крестьян, исстари занимавшихся, как бы мы выразились современным языком, народным творчеством. Талашкинские изделия — мебель, вышивки, керамика, разные поделки — были весьма полулярны в то время, да и сейчас они иногда продаются на западноевропейских аукционах за бешеные деньги...

   Здесь же готовили квалифицированных мастеров: Мария Клавдиевна основала художественное училище. На хуторе Флёново близ Талашкина на её средства по проекту художника С. Малютина был построен деревянный сказочный дом-теремок, рядом поднялось необычное здание церкви. Для неёхудожник Н. К. Рерих сделал интересные, но несоответствующие канонам православия росписи. В результате церковные власти отказались освятить храм. В самом Смоленске Тенишева основала рисовальную школу и создала музей «Русская старина», здание для которого было построено по проекту того же С. Малютина. Коллекции изделий русских народных мастеров из этого музея побывали в Париже, где за них владелице предлагали огромные суммы, но Тенишева вернула их в Смоленск. За свои выдающиеся заслуги Мария Клаадиевна была провозглашена почётной гражданкой Смоленска...

   Непросты и непрямы пути истории. Непроста и нелегка биография Талашкина, но цель статьи— рассказать зарубежному читателю не о прошлом этого культурного центра на древней смоленской земле, а о его нынешнем дне и перспективах, о заботах тех людей, которые продолжают дело, начатое М. К. Тенишевой(она умерла во Франции в1928 г.).

   Впервые я попал в Талашкино(вернее, во Флёново) вмягкий тёплый день ранней осени и увидел то, что и ожидал увидеть,— толпу возле музея: экскурсанты ждали,когда выйдет предыдущая группа.

   А для делового, журналистского разговора я, созвонившисьс нынешней «хозяйкой»Флёнова Лидией Ивановной Кудрявцевой, отправился туда в один из последних дней ноября приотвратительной погоде. Двадцать километров по шоссе под дождём со снегом да плюс ещё километра трипо сельской дороге нелегко дались даже опытному смоленскому шофёру Володе. Но первое, что бросилось в глаза, — это четыре огромных экскурсионных автобуса. Каквсегда, музей «Теремок»полон посетителей.

   ...— Вот это и есть наша главная проблема, — говорит ЛидияИвановна, указывая вокно на автобусы. Мы сидим в её уютном домике — он совсем рядом с музеем. От печки тянет сухим душистым жаром. В окна бьёт холодный косой дождь. Экскурсанты, сгибаясь под ветром, раскрывают зонты.

   Советские газеты немало писали о «музейном взрыве». Конечно, речь шла прежде всего о ленинградском Эрмитаже, где огромный поток посетителей уже внушает тревогу за сохранность картин. Но Эрмитаж — это достаточно просторные залы, капитальное здание, где проще решить инженерные проблемы регулировки температуры, влажности и такдалее. А «Теремок»— он и есть теремок, маленький и деревянный.

   — По санитарным нормам, — рассказывает Лидия Ивановна, — в помещении нашего музея может находиться одновременно не более девяти человек. А у нас в день бывают сотни людей, в год — десятки тысяч.

   Казалось бы, просто: надо ограничить доступ. Но каким образом? Кого-то пускать, а кого-то не пускать? Нельзя же так.

   — Открывать музей не каждый день, — неуверенно говорю я.

   — Тоже не так-то просто, — парирует Лидия Ивановна. — У нас сейчас один выходной день, и то бывают жалобы.

   —?!

   — Представьте себе: человек приехал ненадолго в Смоленск. Если он интересуется историей русской культуры — а таких множество!— онобязательно захочет побывать здесь, во Флёнове. Может быть, у него один день выдался более или менее свободный — а у нас выходной. Обидно? Обидно. Тем более надо понимать:Смоленск всёже не Ленинград и не Москва. Там все музеи и за неделю не обойдёшь.

   …Да, конечно, ограничения придётся вводить, но как — пока не решено. А жаль:ведь Талашкино-Флёново уникально, как уникальны Мураново или Абрамцево...

   Лидия Ивановна — глубокий знаток своего дела, своего музея, своего Флёнова. Когда она рассказывает, незаметно теряешь ощущение времени. Будто и не на машине ты сюда приехал, а на пролётке исейчас увидишьна опушке леса Нестерова с этюдником, услышишь, как за стеной пробует голос Н. И. Забела-Врубель,как будто сейчас на балкон выйдет хозяйка дома и попросит Стравинского написать на память вот на этой балясине первые ноты «Весны священной».Лидия Ивановна свободно ориентируется в отношениях — порой весьма сложных — тех деятелей искусства, которые в начале века здесь совместно работали и яростно дискутировали, она наизусть цитирует отрывки из их воспоминаний.

   Местная уроженка, Лидия Ивановна,кстати, отнюдь не собиралась становиться музейным работником. По образованию она инженер, работала вСибири. Несколько лет назад семейные обстоятельства привели её в родное Флёново. Музей тогда переживал трудности, прежде всего кадровые. Всёнепросто. Не забудьте, читатель:это не Ленинград и не Москва. Это маленький посёлок вдвадцати километрах от Смоленска.И тогдаЛидия Ивановна задала себе вопрос: «Если не я, то кто же?».

   ...Можно считать, что повезло и ей, и музею.И её инженерная закваска не мешает, а помогает. Ведь приходится иметь дело не только с тенями прошлого ис романтическимиэкскурсантами, но и с прозаическими организациями, с прозаическими проблемами ремонта, отопления,землеустройства, охраны окружающей среды, архитектурногонадзора.А завтра хлопот будет ещё больше.

   Кудрявцева заведует не одним «Теремком», а всем комплексом Талашкина-Флёнова.

   Скоро «Теремок»разберут по брёвнышку для реставрации. Часть брёвен надо заменить. Надо восстановить некоторые детали вточном соответствии с малютинским проектом — в последующие годы не обошлось без искажений. Идёт реставрация рериховской церкви— пока наружная. Кудрявцева мечтает, что здание станет концертнымзалом. Будут снесены два некрасивых здания по соседству с музеем. Будет изменён даже набор деревьев вокруг— ведь в своё время онбыл так тщательно продуман. Благоустроится тенишевский парк вТалашкине. И, наконец, там будет снова создано художественное училище. Таким образом, музей-заповедник расширится, и это позволит, возможно, в какой-то степени уменьшить «человеческую нагрузку»на «Теремок». Вот такие здесь сейчас планы, такие заботы о сохранении нашего прошлого, о нашем будущем.

   …Один из фашистских главарей, Альфред Розенберг,говорил, что достаточно уничтожитьпамятники народа, чтобы он уже во втором поколении перестал существовать как нация. Возможно, для некоторых читателей, всю жизнь живущих за рубежом, эти слова звучат сейчас отвлечённо. Но не для советских людей и тем более не для смолян. Здесь Розенберг осуществлял свои идеи на практике.

   Страшному разорениюподверглись Смоленск и его художественные сокровища. Если можно так выразиться, повезло лишь маленькому стоящему в стороне хутору Флёнову:уцелелии теремок, и церковь. А фонды музея «Русская старина»фашисты украли. Часть их случайно обнаружил в 1945 г. в Польше на виллегитлеровского генерала фон Штеренберга советский офицер Александр Сидорович Павлов. Обнаружил, опознал и отправил обратно вСмоленск. С тех пор смоленские музейные работники поправу считают Александра Сидоровича своим коллегой.

   А. С. Павлов, ныне живущий в Молдавии, является, как гласит торжественно вручённое ему удостоверение, почётным научным сотрудником Смоленского музея-заповедника.

   Розенбергихотели лишить нас прежде всего нашей памяти, нашей истории, нашей культуры. Не вышло. И пусть велики,а порой и невосполнимы потери, но вновь живы наши памятники, наши музеи, наши культурные центры. А главное — тянутся к ним, к каждому изнихлюди, много людей.И специалисты ломают головы над проблемой «музейного взрыва»не только в шумном Ленинграде, но и в тихом Талашкине. Ведь вславной истории отечественной культуры далеко не все страницы написаны в столичныхгородах.

   На центральной площади Смоленскаустановлена галерея портретов почётных граждан этого древнего русского города. Их всего одиннадцать. Из них девять — люди советской эпохи: первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин, героивойны, выдающийся скульптор Сергей Тимофеевич Конёнков. А открывают галерею портреты двух славных деятелей прошлого: знаменитого путешественника Николая Михайловича Пржевальского и Марии КлавдиевныТенишевой.

Ю. Баранов.

 

Помещены фотоснимки: Музей «Теремок», «Одинизинтерьеров музея», С. Малютин. «Эскизросписибалалайки» и В. Серов. «Портрет княгини М. К. Тенишевой».



О нас | Новости | Выставки | Статьи о Рерихах | Книги и открытки
о Рерихе
| Места Рерихов
в Петербурге
| Наши путешествия | Изданное | Творчество А.П.Соболева | Партнёры | Обратная связь | Карта сайта

Санкт-Петербург © ООО «Исследовательский фонд Рерихов» 2000-2010г