Rambler's Top100
Besucherzahler meet beautiful ukraine woman
счетчик посещений
Культура Санкт-Петербург

Журнал «Огонёк». Статья "Друг Индии".

 

Журнал «Огонёк» (Москва).

1982. 2 октября. № 40. С. 25. 

 

 

 

Друг Индии

 

Вишванатх — глава издательской фирмы «Раджнал и сыновья», известный общественный и культурный деятель Индии, активный пропагандист советской литературы на своей родине. Сейчас он является издателем с индийской стороны совместного советско-индийского сборника «Врата в будущее (СССР — Индия. Хрестоматия дружбы)», выпуск которого будет осуществлён на трёх языках: русском, английском и хинди.

Мы публикуем небольшие воспоминания Вишванатха о Н. К. Рерихе.

 

 

Вишванатх (Индия)

 

   В памяти моей хранятся нестёршиеся впечатления от выставки картин великого художника Николая Рериха, состоявшейся в Лахоре очень давно, ещё в тридцатые годы. Я тогда был студентом-певрвокурсником.

   Мы все были очень взволнованы событием — никогда раньше прославленный иностранный художник, художник с мировым именем, не привозил в Лахор свою большую выставку, да ещё на тему, дорогую сердцу каждого индийца, — Гималаи в их блистательной красе. Для нас, индийцев, Гималаи — это не просто горы, это символ самой Индии, символ величия нашей родины; там берут начало наши реки, — священная Ганга, с которой связано столько мифов и легенд. Но не только в таинственной притягательной силе Гималаев было дело: нас волновало и то, что написал эти картины русский художник, поселившийся высоко в горах, в долине Кулу, чтобы работать над своими полотнами.

   Весь город говорил о выставке, имя художника было у каждого на устах. Звучало всё это необычайно романтично, особенно для молодёжи, загоравшейся чувством гордости за свою родину, столь необходимым во времена британского владычества.

   Выставка помещалась в Лахорском музее, прямо напротив знаменитого здания Пенджабского университета, студентом которого я тогда и был. Музей мог служить классическим образцом британской архитектуры — массивное, величественное строение, целый комплекс просторных залов, отведённых разным историческим эпохам, археологии, искусству и ремёслам. Картины Рериха находились в боковом крыле, в картинной галерее. Студентом я часто забегал в музей: мне очень нравились картины известных европейских художников, постоянно выставленные там. Хотя разницы в стиле я в те времена не улавливал, но был в восторге от тщательно выписанных деталей, от жизнеподобия изображений, от игры света и тени. Картины Рериха потрясли меня ещё и тем, что они оказались совершенно иными. Я до сих пор не в силах забыть состояние, близкое к экстазу, которое охватило меня при виде огромных полотен, сиявших совершенно необычным сочетанием красок, с акцентом на красные, оранжевые, индиговые и синие тона, при виде величия и одухотворённости панорамы гималайских вершин, написанных смелыми красивыми мазками.

   Должен признаться: моя влюблённость в Гималаи началась с картин Рериха, хотя задолго до того, как я увидел их, моё воображение поразили стихи о Гималаях великого поэта урду Икбала.

   Мне довелось увидеть и самого художника в окружении его полотен, когда он зашёл на выставку. Одетый в свободный плащ, с чёрной шапочкой на голове, Рерих излучал какое-то удивительное благородство.

   Я переживал в те годы сильное увлечение Рабиндранатом Тагором, и когда несколько лет спустя Тагор приехал в Лахор, мне посчастливилось побывать на встрече с ним. Мне бросилось в глаза поразительное сходство этих двух великих людей. Тагор был прежде всего поэтом, но искусство рисования было его страстью, он оставил свыше трёхсот картин и рисунков. Рерих же, который был прежде всего художником, известен и как поэт и как учёный.

   Значительно позднее я где-то прочитал, что в 1920 году Тагор и Рерих встретились в Лондоне и что их дружба длилась много лет.

   Столько общего было даже в их внешности — сильные, красивые люди, с таким изяществом носившие свои свободные одежды; оба производили огромное впечатление на окружающих естественнейшей простотой, которая была в то же время и изысканностью.

   На выставке Рериха перебывал весь город, газеты печатали восторженные отзывы критиков, много писали о жизни Рериха, о его экспедициях в Тибет и Монголию.

   Я до сих пор помню выставку, где меня особенно поразили два полотна: «Канченджанга» — одна из гималайских вершин, а на другой картине был изображён йог в ритуальной позе на фоне гималайской панорамы захватывающей мощи.

   В конце я хотел бы рассказать о крохотном эпизоде из моей собственной жизни. Года три назад нам с женой представилась возможность съездить в Кулу. Мы решили во что бы то ни стало посетить маленькую, совершенно очаровательную деревушку Наггер, притаившуюся в долине Кулу. Здесь провёл Николай Рерих последние годы жизни, здесь он испустил последний вздох в 1947 году.

   На месте кремации — камень с надписью, слова которой заключают в себе всё: «Великий русский друг Индии».

 

Перевела М. Салганик.



О нас | Новости | Выставки | Статьи о Рерихах | Книги и открытки
о Рерихе
| Места Рерихов
в Петербурге
| Наши путешествия | Изданное | Творчество А.П.Соболева | Партнёры | Обратная связь | Карта сайта

Санкт-Петербург © ООО «Исследовательский фонд Рерихов» 2000-2010г