Rambler's Top100
Besucherzahler meet beautiful ukraine woman
счетчик посещений
Культура Санкт-Петербург

Произведения Н.К. Рериха, изданные на открытках в 1900─1940-е годы.

Произведения Н.К. Рериха, изданные на открытках в 1900─1940-е годы.

    Впервые открытки с изображением картин Н. К. Рериха начали появляться в России в начале XX века в изданиях Общины святой Евгении, Петербургского Попечительного комитета о сёстрах милосердия Красного Креста. Первая открытка ─ рисунок к стихотворению А. С. Пушкина «Пир Петра Первого» была выпущена в 1902 году. Сам Николай Константинович с 1903 года являлся членом-сотрудником комитета Общины св. Евгении и входил в состав художественного совещания и комиссии, где принимал активное участие. Будучи художником, он всячески способствовал расширению и распространению искусства с помощью открытых писем и видел за этим будущую перспективу. В 1905 году принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская, которая являлась попечительницей Общины св. Евгении, ходатайствуя о награждении Н. К. Рериха чином коллежского секретаря, писала: «…участие г. Рериха и других художников в этих изданиях дало возможность распространить издания не только по всей России, но и за границей, поставив эти издания наряду с лучшими произведениями европейских художников». На склоне лет Н. К. Рерих вспоминал в письмах к сотрудникам: «Вот уже сорок лет, как я причастен к Красному Кресту, и всегда эта работа была близка моему сердцу. Вы помните, как издания нашего Комитета св. Евгении составили крупные суммы, так пригодившиеся на добрые дела. <…> Всё-таки открытки всегда были легкокрылыми вестниками и захватывали новые контингенты народа. <…> У нас дети и гимназисты, студенты и вся культурная часть общества составляла целые большие коллекции таких художественных открыток, воспитывая на них своё художественное чутьё. Эти издания вылились в многозначительную и широкую образовательную меру. Никакие лекции не могли так преуспеть, как эти маленькие доступные вестники искусства, легко входящие в любой быт».Произведения Н.К. Рериха, изданные на открытках в 1900-1940-е годы.
    Всего, с 1902 по 1917 годы Общиной св. Евгении было выпущено более 30 видов картин художника. Многие из этих открыток стали известны и выдержали несколько изданий. Среди них «Ункрада», «Старая Рига», «За морями земли великие», «Старый король», «Песнь о викинге». Некоторые открытки известны менее, такие как: «Задумывают одежду», «Зимний городок», «На Дальнем Востоке», «Митава» и другие.
Кроме этого Общиной св. Евгении было издано два фотопортрета Н. К. Рериха, а также несколько живописных работ западноевропейских мастеров из его собрания: Керстиан де Кейнинк «Пейзаж», Ян Мандейн «Лот и его дочери», Питер Брейгель «Зимний пейзаж», Ш. Кенинг «Пейзаж», Д. Ван Альслот «Зимние развлечения».
    Другие издательства до революции так же выпускали открытки с изображениями картин Н. К. Рериха, но не в таком большом количестве, как Община св. Евгении. Самой распространённой оказалась картина «Гонец» — дипломная работа художника, которая была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым для своей галереи. Она встречается во многих изданиях, таких, как «Гранберг», «Всемирный Почтовый Союз», «Изд. Торгового дома Тиебо, Эгольф и К°, СПб» и др., причём она выходила под разными названиями, издана в цвете и тоновом виде, и даже была отпечатана в Германии.
    Известно несколько черно-белых открыток с эскизами Н. К. Рериха к театральным постановкам. Это эскиз декорации мистерии «Три волхва», выпущенный к выставке картин «Союза русских художников» 1907—1908 годов, и эскиз декорации к драме Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна», выпущенный как мастерской М. М. Бутковской так и издательством «Унион» (СПб).
Выходили так же открытки неизвестных издательств, например изображение мозаики «Борис и Глеб», картины «Зловещие». Были и единичные частные издания, например, открытка всё той же картины «Гонец», выпущенная издательством «Унион» с пометкой «На память о V Всероссийском съезде Зодчих в Москве (От 15 до 22 декабря 1913 г.)» и далее «Инженер-механик М. Л. Закута, СПб. Вентиляция, отопление».

    Зарубежный период в изданиях открытых писем начинается после 1922 года, когда семья Рерихов переезжает в США, где по их инициативе учреждаются ряд организаций: Институт Объединённых искусств в Нью-Йорке, Объединение художников «Cor Ardens» («Пылающее сердце») в Чикаго, Международный художественный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»). Несколько позже в Нью-Йорке был открыт Музей Николая Рериха. Было организовано издательство «Roerich Museum Press».
    В изданиях «Corona Mundi» известно несколько цветных и черно-белых открыток. Прежде всего, это изображение одного из трёх вариантов картины «Вестник», которую Н. К. Рерих посвятил нашей соотечественнице Елене Петровне Блаватской. Было выпущено цветное и тоновое изображение. А также картины «Ведущая», «Святые гости», «Покаяние», «И Мы открываем врата».
В изданиях «Roerich Museum Press», открытки были выпущены как набором (6 штук), так и отдельно: «Зарево», «Царица Небесная», «Агни Йога», «Знамя Мира», «Жемчуг исканий», «Святые гости», «Матерь Мира» и др. Встречаются так же выпущенные под номерами: «Приказ Ригден-Джапо», «Кришна», и под номерами с пометкой «Series I»: «Песнь о Майтрейе», «Будда в подводном царстве», «Агни Йога», «И Мы открываем врата». Всего известно порядка 20 видов почтовых карточек выпущенных этим издательством.
    На обороте некоторых открыток имеется чернильный штамп: «Made in France» («Отпечатано во Франции»). Из этого можно предположить, что часть этих открыток была издана Европейским центром при Обществе друзей музея Рериха в Париже, организованным в конце 1920-х годов.
    Встречается изображение с видом музея Николая Рериха в Нью-Йорке, открытого 17 ноября 1923 года по адресу Риверсайд Драйв, 310, на набережной реки Гудзон. Скорее всего, оно было так же отпечатано в Париже.
В США после 1940 года картины Н. К. Рериха репродуцировались в изданиях А. Ярёменко. Известно несколько открыток: «Тибетский лама», «Волокут волоком», «Святой Сергий-строитель». Каждая карточка выходила под своим номером.
   Произведения Н.К. Рериха, изданные на открытках в 1900─1940-е годы. В 1930-х годах семья Рерихов обосновалась в Британской Индии (Пенджаб, долина Кулу). В Симле под руководством Эстер Лихтман и Юрия Рериха было организовано «Himalayan Roerich Sosiety» («Гималайское Рериховское общество»), которое просуществовало с 1929 по 1935 годы. Им было выпущено около двух десятков открыток. По датам написания картин и тематическому подбору изображений можно предположить, что все эти открытки выпущены между 1931 и 1933 годами. Наиболее известны среди них: «Будда дающий», «Святая покровительница», «Св. Сергий Радонежский», «Дзон-Ка-Па», «И Мы не боимся», «Мадонна Лаборис», «Путь на Кайлас»… Печатались и другие изображения: «Портрет проф. Николая Рериха кисти Святослава Рериха», «Икона Святого Сергия», «Здание, где размещался Международный Союз за Пакт Рериха. Брюгге, Бельгия» и другие.
Существует несколько изображений выпущенных к началу Второй международной конференции Пакта Рериха, которая проходила в городе Брюгге в 1932 году. Это открытки: «Выставка исторических городов. Брюгге. Июль―октябрь 1932» и «Делегаты Второй международной конференции Пакта Рериха. Гранд Отель. Брюгге. Бельгия. Август 1932». На этих открытках нет изображений картин Н. К. Рериха, но для нас эти карточки интересы тем, что являются историческим документом по продвижению среди мирового сообщества Пакта Рериха и Символа Знамени Мира, предложенного художником. Возможно, что в это же время была выпущена тоновая открытка картины Н. К. Рериха «Мадонна Орифламма».
    В 1930-м году в Риге официально образовалось Латвийское общество друзей Музея Рериха, которое развернуло активную издательскую деятельность. В 1937 году члены Общества под руководством поэта Рихарда Рудзитиса открыли Музей, который задумывался как отделение Нью-йоркского музея Николая Рериха. Более 50-ти произведений Н. К. Рериха и его сына Святослава Рериха были собраны в рижском Музее к его открытию.
До 1940-го года Латвийским обществом было выпущено около 35 видов картин Н. К. Рериха. Из них девятнадцать были изданы черно-белыми, остальные цветными. Причём, было несколько изданий: некоторые открытки встречаются с надписью: «Printed in Latvia». Наиболее известны среди них «Твердыня Тибета», «Великая китайская стена», «Путивль», «Лель и снегурочка», «Купава», «Сон Востока», «Будды. Юн-Канг», «Ом мани падме хум» и другие. Есть и очень редкие изображения, например, «Каменный век» — левая и правая части панно, написанные Н. К. Рерихом в 1910 году.
    Многие рижские открытки дублируют выпущенные в Нью-Йорке. Интересна монограмма, находящаяся на обороте некоторых карточек в левом углу: объединённые буквы «NK» и «SV». Было предположение, что она содержит в себе инициалы двух Рерихов: «NK» — Николая Рериха, «SV» — Святослава Рериха. Но сотрудники Латвийского Рериховского общества считают, что, скорее всего, это монограмма принадлежит издателям и является знаком печатни. Хотя интересен сам факт идентичности букв именам Рерихов, такие совпадения крайне редки.
    Несколько почтовых карточек напечатано в середине 1930-х годов Русским культурно-историческим музеем, организованным Валентином Фёдоровичем Булгаковым при Русском свободном университете в Праге. Возможно, часть из них отпечатана в Югославии. Это картины: «Мать Чингис-хана», «Тибетский монастырь», «Лахул», «Часовня св. Сергия на перепутье», «Ашрам».
Встречаются ещё несколько открыток выпущенных в колониальной Индии с пометкой на обороте «Guaranteed Real Photo and British Manufacture» («Гарантировано настоящее фото и английские материалы»). Это «Портрет Н. К. Рериха» работы Святослава Рериха и картина «Силы небесные», имеющая также название «Ранние звоны». Последняя интересна тем, что является поздним вариантом картины, который был написан художником в конце 1930-х начале 1940-х годов и продан в коллекцию раджи княжества Барода (Индия). И, если это так, то именно эта открытка является последней почтовой карточкой изданной при жизни Н. К. Рериха.

    В заключение обзора хочется отметить, что открытки с изображением картин Н. К. Рериха разлетались по миру, как добрые вестники, неся частицу энергии знаменитого мастера. Сколько их было всего ─ неизвестно, и это открывает для нас возможность дальнейших находок, исканий и радостных встреч.

А. П. Соболев
«Исследовательский Фонд Рерихов»

 



О нас | Новости | Выставки | Статьи о Рерихах | Книги и открытки
о Рерихе
| Места Рерихов
в Петербурге
| Наши путешествия | Изданное | Творчество А.П.Соболева | Партнёры | Обратная связь | Карта сайта

Санкт-Петербург © ООО «Исследовательский фонд Рерихов» 2000-2010г