Rambler's Top100
Besucherzahler meet beautiful ukraine woman
счетчик посещений
Культура Санкт-Петербург

Символ Знамени Мира на почтовых открытках 1930–1940-х годов

 

Символ Знамени Мира на почтовых открытках 1930–1940-х годов

 

   В 1928 году русский художник, археолог, путешественник, философ и общественный деятель Николай Константинович Рерих выдвинул идею Международного Договора о защите всех культурных сокровищ, как во время войны, так и в мирное время. Вскоре проект Пакта был опубликован на нескольких языках и представлен на рассмотрение правительствам западных стран Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке. Этот документ предусматривал особый флаг для обозначения международных объектов, почитаемый всеми, как нейтральная территория. Он должен развеваться над музеями, соборами, библиотеками и другими культурными учреждениями требующими охранения. Для этого знамени Н. К. Рерихом был предложен символ — Знак Триединости: на белом фоне три амарантовые сферы, соединенные между собой и заключённые в окружность. Этот знак является одним из древнейших символов человечества. Он встречается среди различных культур, во многих странах и на разных континентах со времён неолита и до наших дней. Николай Рерих придавал ему значение объединяющего символа: лаконичного, чётко выраженного, запоминающегося и понятного каждому.

Н. К. Рерих. Пакт культуры. (Знамя мира).

   С начала 1930-х годов этот знак художник начал использовать в своём творчестве — он появляется на многих его полотнах. Так в 1931 году была написана картина «Пакт Культуры». В ней Н. К. Рерих предельно точно выразил предложенную идею охранения культурных сокровищ — на переднем плане изображено Знамя Мира с символом Триединости, развевающееся над европейскими городами. Тогда же он пишет вариант картины «Зарево», которая изначально была создана в 1914 году после разрушения в Бельгии города Брюгге немецкими войсками. Не меняя сюжета, художник слегка прорисовывает детали, а в правом углу вместе с символом Триединства появляется надпись «Cultura. Pax». Вскоре в издательстве «RoerichMuseumPress», организованном при Музее Николая Рериха в Нью-Йорке, вышли открытки с репродукциями этих картин1На оборотной стороне карточек была надпись: «Доход с этого издания будет пожертвован в Фонд Знамени Мира Рериха».

   Несколько почтовых карточек с символом Триединости издаются в Индии «Гималайским обществом Рериха» («HimalayanRoerichsociety»). Одной из первых, под № 2, выпущена репродукция картины «Мадонна Орифламма». Картина написана Николаем Рерихом в 1932 году, на ней изображена Мадонна, держащая в руках развёрнутое Знамя Мира. Вскоре, вместе с семнадцатью другими полотнами, произведение было подарено художником основанному в городе Брюгге Музею им. Н. К. Рериха, филиалу нью-йоркского Музея. Возможно, после этого события, неизвестным издательством выпущена почтовая карточка под названием «Орифламма» с указанием местонахождения картины: Bruges(Belgium).

Делегаты 2-ой международной конференции Пакта Рериха в Брюгге (Бельгия).

   Под № 5 «Гималайским обществом Рериха» была репродуцирована картина «SanctaProtectrix» («Святая Покровительница»), написанная к Третьей международной конференции Пакта, проходившей в Вашингтоне в ноябре 1933 года. На полотне изображена стоящая Мадонна со знаком Знамени Мира на груди, раскинувшая свой плащ над западными городами. По замыслу художника она является Владычицей и Покровительницей Знамени. Одеяние Мадонны украшено священным трилистником, который является древнейшим символом и принадлежит к одной из разновидностей Знака Триединости.

   Под № 6 издана открытка с репродукцией картины «Святой Сергий Радонежский». На ней в центре изображена фигура стоящего Сергия, который на белом плате держит модель православного Храма. Плат украшен голубой каймой с изображением Знака Триединства. Поодаль стоит русское воинство и виден собор Троице-Сергиевой лавры, за которым встают очертания гор.

   На открытке под № 15 воспроизведён портрет Николая Рериха, работы его младшего сына Святослава. Он изобразил отца в тибетской одежде, стоящим со скрещёнными на груди руками. В правом углу картины помещён символ Знамени Мира. 

 

   В эти годы Знак Триединости встречается не только на открытках с произведениями художника. В 1931 и 1932 годах в городе Брюгге проходят Первая и Вторая международные конференции Пакта Рериха. В них приняли участие представители правительств и делегаты от общественных, научных и культурных организаций. Позже Н. К. Рерих писал «что Брюгге первым воплотил величественный план мира через культуру». К этим мероприятиям были изданы несколько почтовых карточек. «HimalayanRoerichsociety» под № 18 выпустило открытку с подписью Плакат 2-ой международной конференции в Брюгге (Бельгия).«Здание, где размещался Международный Союз за Пакт Рериха. Брюгге». В Брюсселе была отпечатана открытка «Гранд Отель. Брюгге (Бельгия). Делегаты Второй конференции Пакта Рериха. Август 1932». На фото делегаты позируют для съёмки перед воротами отеля, а наверху, над ними, развевается Знамя Мира. К этой же конференции выходит карточка «Проект Монумента защитницы во время войны. — Выставка памятников исторических городов. Июль–октябрь 1932».

   Хочется отметить, что Знак использовался в символике создающихся в то время по всему миру рериховских организаций. Книги, брошюры, журналы, репродукции с картин художника выходили с изображением этого символа. Были выпущены благотворительные наклейки с надписью «PaxPerCultura» в верхней части, в нижней — «RoerichPactPeaceBanner», а в центре — знак Знамени Мира. Члены семьи Рерихов часто использовали их в переписке со своими корреспондентами — они встречаются наклеенными на лицевой и на оборотной стороне конвертов.

  Издание печатной продукции — это только часть огромной работы, которую вели Рерихи и их сотрудники во многих странах. Но и таким образом символ входил в жизнь.

   К сожалению, открыток со знаком Триединости было выпущено не так уж много, но все они являются историческими документами по продвижению среди мирового сообщества идеи Пакта Рериха и символа Знамени Мира.

   Завершая обзор, хочется сказать, что всё наследие Рерихов можно сравнить с объёмной мозаикой, состоящей из множества частей. Для создания полной картины летописи их жизни и деятельности важна каждая деталь, чтобы ясно представить их неустанный труд на Благо человечества.

 

А. П. Соболев,

«Исследовательский Фонд Рерихов»

Опубликовано: Пакт Рериха, Знамя Мира. 1935–2010.

 Сборник. М.: ГМВ, 2010. С. 57–61.

 

1  В наборе открыток, выпущенном издательством «RoerichMuseumPress», картина «Пакт Культуры» была названа «Знамя Мира».



О нас | Новости | Выставки | Статьи о Рерихах | Книги и открытки
о Рерихе
| Места Рерихов
в Петербурге
| Наши путешествия | Изданное | Творчество А.П.Соболева | Партнёры | Обратная связь | Карта сайта

Санкт-Петербург © ООО «Исследовательский фонд Рерихов» 2000-2010г