Rambler's Top100

Наши путешествия >>

Экспедиция «Места Рерихов в Северном Приладожье»

В мае 2008 года «Исследовательский Фонд Рерихов» (Санкт-Петербург) совместно с Региональным музеем Северного Приладожья (г. Сортавала) положили начало совместному проекту: экспедиции «Места Рерихов в Северном Приладожье». С 18 по 21 мая была проведена первая часть экспедиции, подготовка к которой велась более полугода. За это время была подготовлена база репродукций картин Н. К. Рериха, а также рисунков Сортавальского периода, собран материал о местах пребывания и людях, с которыми встречался Николай Рерих.
   Цель совместной экспедиции: 1. Фотосъёмка мест проживания Н. К. Рериха и его семьи в городе Сортавала и его окрестностях, а также на острове Тулолансари. 2. Нахождение предполагаемых мест, с которых Н. К. Рерихом были написаны картины, сделаны наброски и этюды. 3. Издание путеводителя по местам пребывания семьи Рерихов.
   За короткий срок участники экспедиции проделали громадную работу: объехали более двадцати предполагаемых мест, сделали несколько любопытных открытий, познакомились с интересными людьми, взяли интервью у местных жителей.
   От Музея Северного Приладожья в экспедиции участвовала директор музея Бердяева Т. Ю., от «Исследовательского Фонда Рерихов» директор Чачин В. Ю. и президент Соболев А. П., также в проекте принял участие Горбачёв Ю. А., старейший участник рериховского движения.

Предлагаем небольшой отчёт о первом этапе экспедиции.

Экспедиция началась в г. Сортавала. Участники прошли на место проживания семьи Рерихов в доме Арвида Торстена Генеца, лектора Сортавальской семинарии. Дом, к сожалению, не сохранился, поэтому, сверяясь по старым картам, пытались на месте определить местоположение дома, осмотрели прилегающую территорию, спустились к заливу Вакколахти.
   Далее прошли к гостинице «Сеурахуоне», на которой прикреплена памятная доска о проживании семьи Рерихов в этой гостинице в 1917 году. Потом осмотрели пристань, любовались «Метеорами», которые возят туристов на остров Валаам и открывшимся видом на залив Лaппяярви.
   Неожиданно в разговор включились местные жители, которые, видя, что группа людей с живым интересом осматривает прилегающую территорию, подошли к участникам экспедиции. Завязался оживлённый диалог, в ходе которого выяснились любопытные подробности. Словно по притяжению, через некоторое время, когда мы осматривали здание бывшей Ратуши, подошёл ещё один местный житель и поделился своими воспоминаниями. Мы узнали интересные сведения о непростых 1940-х годах — будто небольшие зарисовки, перед нами мелькнули картины прошлых лет. Некоторые из подробностей, относящихся к пребыванию Н. К. Рериха, требуют дополнительной проверки, но эти живые диалоги создали необычную атмосферу среди участников экспедиции.
   Вскоре мы поехали к заливу Юхинлахти — заливу Единения, где в 1917 году в имении Реландера, ректора Сортавальской учительской семинарии, жила семья Рерихов. Об этом заливе Н. К. Рерих упоминает в письме к Александру Бенуа. Он пишет, что «…само местожительство напоминает о том, что нужно спасти культуру, спасти сердце народа». К нашему времени от имения остался один фундамент, на котором возведён небольшой дом, принадлежащий семье одной из местных жительниц.
   В 1990-х годах напротив этого дома по инициативе культурного центра «Валаам» был установлен деревянный православный крест, позже построена небольшая часовня во имя преподобного Сергия Радонежского, а через некоторое время — звонница. Каждый из наших участников звонил в колокола — звон раздавался над заливом Единения, и нам казалось, что чудная энергетика этого места глубоко проникает в наши сердца и задевает потаённые струны нашей души…
   Недалеко от этого места оказалось озеро Хюмпелянъярви, которое Николай Рерих отобразил в нескольких своих картинах. Мы с интересом побывали в этих местах, которые оказались уже достаточно густо застроены домами.
   После была встреча с заместителем главы администрации Сортавальского муниципального района по социальной политике Ткачёвой Е. В. Мы рассказали ей о наших планах, поделились своими мыслями о возможных проектах. Время покажет, насколько оно может быть плодотворным, но хочется верить, что это нужно не только нам — и поддержка местной администрации была бы не лишней.
   После нас уже ждали на Даче Винтера. Здание построено в 1908―1910 гг. архитектором Элиэлем Саариненом на берегу Ладожского озера. Прямых доказательств посещения этих мест Н. К. Рерихом нет, но сама энергетика этого места, великолепный дом и дендропарк не могли не притянуть к себе жившего неподалёку Н. К. Рериха.
   Мы познакомились с Коган И. Н., директором туристического комплекса «Дача Винтера». Главный специалист комплекса Кирьянова В. Т. показала нам дом и экспозицию, которая расположена в двух небольших комнатах. Одна из комнат посвящена пребыванию Николая Рериха в Северном Приладожье, в экспозиции представлены автографы Святослава Рериха, репродукции картин Н. К. Рериха, уникальная мебель семьи Рыжовых. Уезжая, мы понимали, почему в древности это место называлось Тарулинна — сказочный замок, и сама Дача Винтера представлялась нам пусть не сказочным замком, но местом глубоко гармоничным по своему внутреннему содержанию.
   Следующий этап нашего путешествия был залив Кирьявалахти. Мы забрались на гору, откуда был великолепный вид на залив. Эти места часто посещал художник Б.А.Смирнов-Русецкий — здесь он написал несколько своих картин. По всей вероятности, работал здесь и Николай Константинович Рерих.
   После спуска мы зашли осмотреть Дом творчества композиторов — замечательное место. Познакомились с Федяевым М. Б., новым директором, разговорились. Он оказался творческим человеком, почувствовав обоюдную симпатию, дал нам небольшой импровизированный концерт — сыграл на гитаре и спел несколько своих песен. После всего увиденного, это было очень неожиданно для нас и так привлекательно… Потом, за чаем, мы обсуждали проблемы возрождения культуры в стране, говорили о неминуемом поднятии России, он рассказал нам о своих планах.
   Уезжали мы с тёплым чувством и думали о том, что неминуемо страна будет развиваться, когда такие люди будут приезжать и всеми силами способствовать развитию творчества и красоты, сохранению памяти и поддержания исторического прошлого…
   На следующий день у нас была запланирована поездка по Ладоге на катере. Здесь к нам присоединился Эркки Кюхконен, который хорошо знал эти места. Погода в этот день была не самая удачная, но нам выбирать не приходилось.
   Мы отплыли от залива Лаппяярви и пошли вдоль восточного берега острова Риеккалансари, проплыли мимо Дачи Винтера. С воды впечатление было несколько иное: те же сосны и камни на берегу, но между нами широкая гладь воды…
   Через некоторое время мы вышли к западному побережью острова Ханкасало и сделали остановку. Все вместе поднялись на гору Вахтимяки (Сторожевая, дозорная гора). Это оказалось одним из самых высоких мест Сортавальского архипелага. Отсюда в давние времена подавали сигналы, которые были видны в радиусе 15 км. И действительно, забравшись наверх перед нами предстала шикарная панорама: впереди открывались широкие просторы Ладоги, на горизонте были видны острова Валаамского архипелага, а вокруг были большие и маленькие острова, скалы, сосны… Это впечатляло…
   Мы осматривали окрестности, пытаясь понять, мог ли бывать здесь Н. К. Рерих для того, чтобы сделать свои эскизы, смотрели репродукции, обменивались мнениями — в общем, шла конструктивная работа… Вдоволь насладившись колоритным пейзажем, мы продолжили своё путешествие.
   Обойдя остров с юга и осмотрев по пути несколько небольших островов, мы пошли к острову Карнетсаари. Известно, что образы этих скал Николай Рерих использовал для своих картин «Столпник» и «Экстаз». Скалы впечатляли.
   Далее, обогнув остров Орьятсаари, мы проливами прошли к острову Тулолансари, осмотрели заросший лиственным лесом остров Кирккосаари и прошли к острову Мякисало. Рядом с ним расположился небольшой островок Лаппи. С интересом узнали, что на вершинах этих островов в древние времена стояли крепости, и до сих пор на одном из островов сохранились каменные валы. Захотелось высадиться и осмотреть острова, но это не было целью нашего путешествия и высадку решили отложить до следующего раза.
   После, мы ушли к острову Тулолансари и высадились на берегу Суури Тулола. Где-то в этом месте стоял дом Баринова, в котором проживала семья Рерихов в 1918 году. Все вместе мы ринулись на поиски с огромным желаньем хоть что-то отыскать. Больше часа мы бродили по лесу, нашли несколько нагромождений камней, длинные ряды каменных валов, каменную кладку, похожую на фундамент дома, и поняли, что нужны дополнительные материалы для точного опознания. Возможно, нужно делать по Тулону отдельную экспедицию.
   Вскоре мы отправились дальше: обогнув остров с севера, вошли в пролив Хонкасалонселькя и около острова Ханкасало осмотрели несколько бухт. Поднялись на гору острова. Видно, во время войны здесь был укреплённый пункт. Мы полазали по скалам, с которых открывались замечательные виды. Нашли место, с которого, как нам показалось, Николай Рерих написал одну из своих известных картин, и направились обратно в город…
   Возвращались мы уставшие, замёрзшие, но переполненные чувством внутренней радости от соприкосновения с величием Ладоги и от увиденной игры Царицы Природы, выраженной в этих окружающих скалах, соснах, мхах, которые вместе с ладожской водой и создают тот неповторимый ансамбль, называющийся Карелия…

Фото об экспедиции вы можете посмотреть здесь

предыдущееследующее

<< Вернуться к разделу «Наши путешествия»